Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

09.12.2021
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

РабыЧеловек – всегда раб. Знаю, что многим такое утверждение не понравится, знаю, что многие горячо возразят. И приведут цитаты великих людей, утверждавших противоположное. Вспомнят Чехова, писавшего, что он «по капле выдавливал из себя раба», вспомнят Горького, провозгласившего: «Человек – это звучит гордо».

А нам, христианам, можно вспомнить сказанное Иисусом Христом: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными». Или вот слова апостола Павла: «К свободе призваны вы, братья.» Но в прошедшее воскресенье в православных храмах прозвучалидругие слова того же апостола: «Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.

Праведности» (Рим. 6:18). «Стали рабами...»Очень многим не нравится выражение «раб Божий». И это психологически очень понятно. Рабство воспринимается как нечто ущербное, унизительное. Противостоит этому слову в нашем языке слово «свобода». Тут – другое дело! Был в советские времена даже фильм с красноречивым названием: «Это сладкое слово – свобода».

Действительно, слово «сладкое» притягательное, волнующее. А слово «рабство», напротив, горькое и отталкивающее. И потому так часто приходится нам слышать вопросы: «А почему мы должны быть рабами Божиими?» «Почему Бог хочет видеть в нас рабов?» Быть «чадами Божиими», «друзьями Божиими» люди согласны.

Но «рабами»..«Это так унизительно!» Можно, конечно, заметить, что и сам Господь однажды сказал ученикам: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

(Иоан.15:15)» И чадами Своими Он тоже называет верующих в Него. Но тем не менее христиане по-прежнему не стыдятся именовать себя «рабами Божиими».Как-то в разговоре как раз на эту тему я предложил вспомнить начало стихотворения Лермонтова «На смерть поэта»: «Погиб поэт! – невольник чести – Пал, оклеветанный молвой…Как вам кажется, унижают ли Пушкина эти слова или, напротив, возвышают? Понятно, ни у кого нет сомнений в том, что в таком обращении к памяти убитого поэта нет ничего унизительного.

«Но ведь Лермонтов называет его «невольником, то есть рабом»! – «Да! Но не просто «невольником», а «невольником ЧЕСТИ»! – «Так значит, выходит, не всякое рабство плохо. Быть «рабом чести», получается, вовсе не унизительно». С этим, как правило, никто не спорит.

Тогда спрашиваю, унизительно ли быть рабом Истины, Добра и Красоты? Такой поворот бывает неожиданным. Все соглашаются, что быть таким невольником не менее достойно, чем быть «невольником чести». Но ведь для нас, христиан, Бог есть Истина, Бог есть Любовь, Бог есть Красота!Что такое рабство? В чем оно обычно выражается?Оно выражается в служении своему господину и в полной зависимости от него.

Совершенно справедливо говорит об этом римский мыслитель Сенека: «Покажи мне, кто не раб. Один в рабстве у похоти, другой – у скупости, третий – у честолюбия и все у страха». Постыдность служения всему этому, зависимости от таких вещей очевидна.Есть и другие формы рабской зависимости, которые выглядят более привлекательно и благородно: служение семье, науке, искусству, своей профессии и пр.

Но, вглядевшись, увидим, что и такое рабство тоже принижает человека. Когда же кто-то утверждает, что никому он не раб, что «сам себе он господин», то такой вид рабства ничем не лучше остальных.Но очевидно и другое. Подлинным господином, подлинным хозяином человека может быть кто-то один или что-то одно.

Хорошо сказано об этом в Евангелии: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному будет усердствовать, а другим – пренебрегать» (Мтф. 6:24). Не хочешь служить этому «господину»? Переходи к другому.

Никому не хочешь служить? Не выйдет! Кому-то да придется! И нет иного способа освободиться от ненавистного хозяина, как только отдать себя в рабы более сильному. Становясь рабом Божиим, рабом Истины, Любви, Красоты, человек перестает быть рабом кого бы то ни было и чего бы то ни было.

Только будучи Рабами Божиими, становимся мы подлинно свободными людьми. В той мере, в какой становится человек рабом Божиим, «рабом праведности», как говорит апостол Павел, в той не будет он уже больше рабом никому и ничему на свете.

Источник: http://inelstal.ru